Ступени классической йоги расположены в следующем порядке: Яма, Нияма, Вьяяма
(Асаны), Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.
ЯМА и НИЯМА - это этико-моральные стороны мыслей и поступков йога в его
практической жизни. Две первоначальные ступени называются Крийа-йогой.
<Крийа> означает <действие, деятельность>. При помощи Ямы и Ниямы
происходит внешнее и внутреннее очищение, очищения тела и духа.
Яма означает правила общественного поведения. Это также подразумевает умение
мудро и не всегда логически мыслить перед совершением какого-либо действия или
поступка. Яма включает все то, чего следует избегать, чтобы ум был спокоен, а
совесть чиста. Здесь приходится подавлять эгоистические мотивы желаний и
чувств. Одним словом, следует нанести смертельный удар по всем своим порокам,
по своей лени и эгоизму. Отсюда и термин: <Яма - бог смерти!> Яма - это
нравственные и этические правила жизни йогов.
Нияма - это логическое продолжение Ямы, кодекс личного поведения. Сюда входит
комплекс очистительных процедур души и тела. Приобретая привычку избегать всего
дурного и сладкого, человек обретает ум поступать правильно, в соответствии с
выработанными нормами поведения. В ней культивируется положительный образ жизни
и мышления.
ВЬЯЯМА - физическая тренировка йогов, включающая три вида упражнений, в том
числе упражнения, при которых мышцы и отдельные ткани максимально растягиваются
и сокращаются. Сюда относятся динамические и статические упражнения, которые
называются асаны. Поэтому третью ступень йоги Патанджали иначе называют
<Асаны>.
ПРАНАЯМА - четвертая ступень. Это наука о дыхании, или дыхательная гимнастика
по системе йогов. Без приостановки дыхания невозможно остановить работу ума.
Мысль вдета в дыхание, как нитка в иголку. Только контролируя и задерживая
дыхание можно достичь концентрации, медитации и самадхи.
ПРАТЬЯХАРА - отключение всех чувств, полный контроль сознания над ними.
Шестая ступень - ДХАРАНА. Это концентрация внимания на чем-либо. Кроме
концентрации дхарана включает в себя память, терпение, сдержанность.
ДХЪЯНА - медитация, или созерцание объекта.
САМАДХИ - восьмая ступень. Это устойчивая, управляемая Дхъяна, или состояние
психического транса. Самадхи бывает восьми видов. Низшие самадхи называются
Савикальпа. Высший вид - Нирвикальпа-Самадхи.
Итак ... Первая ступенька
Один
искатель пришел к святому Раманудже и сказал:
- Я хочу найти путь к Богу. Помоги мне!
Рамануджа внимательно посмотрел на него и спросил:
- Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь?
Искатель ответил:
- Я не интересуюсь мирскими делами, любовью и прочим. Я хочу прийти к Богу!
- Подумай еще раз, пожалуйста, любил ли ты в своей жизни женщину, ребенка или
хотя бы кого-нибудь?
- Я ведь уже сказал тебе, что я не обычный мирянин. Я - человек, желающий
познать Бога. Все остальное меня не интересует. Я никого не любил.
Глаза Рамануджи наполнились глубокой грустью, и он ответил искателю:
- Тогда это невозможно. Сначала тебе следует познать, как это - действительно,
по-настоящему любить кого-нибудь. Это и будет первая ступенька к Богу. Ты
спрашиваешь меня про последнюю ступеньку, а сам еще не ступил на первую. Иди, и
полюби кого-нибудь!
Последняя ступень
В
Таиланде есть очень древний храм. В самом начале творения Бог разгневался на
одного ангела. Ангел был обвинен в неповиновении, и это было так серьезно, что
Бог сбросил его на землю, и тот полетел жить невидимым змеем в этом храме.
В храме была башня с сотней ступеней, и каждый паломник, желающий войти в храм,
должен был подняться в башню. Это было частью паломничества. И Бог сказал
ангелу: <Ты будешь жить на первой ступени башни и подниматься всякий раз
вместе с паломниками, которые будут приходить сюда>. В Таиланде сознание
делят на сто ступеней, - а змей мог подняться только до того уровня, на котором
находилось сознание паломника. Если паломник достигал двадцатой ступени, то и
змей мог следовать только до двадцатой. И Бог сказал ему: <Если ты трижды
достигнешь последней ступени, то будешь освобожден от греха>. Но только один
раз змей смог подняться до последней ступени.
Сегодня не менее десяти тысяч паломников приходят ежедневно в древний храм. Прошли
столетия, минули тысячелетия - а паломники все идут и идут. Тысячи лет змей
следовал за каждым из них. Лишь иногда, очень редко, он достигал двадцать пятой
ступени, еще реже - пятидесятой, и лишь однажды - сотой, после чего опять упал
на первую ступень. Со временем змей стал очень и очень умным. Змей понял для
себя: по всей видимости, нет никакой надежды искупить грех - ведь он должен
трижды достичь последней ступени. Однако каждый день он продолжает свои
попытки.